Автобусный парк первой половины 30-х годов

Выпуск автомобилей на Московском автомобильном заводе по месяцам 1933 года (падение выпуска в ноябре связано с переходом на производство новой модели ЗИС-5; учитывается сход машин с конвейера: эти данные могут отличаться от официальных, где учитывается сдача машин в сбыт):

  • Январь — 1838 шт.
  • Февраль — 1702 шт.
  • Март — 1776 шт.
  • Апрель — 1948 шт.
  • Май — 1862 шт.
  • Июнь — 1875 шт.
  • Июль — 2004 шт.
  • Август — 2054 шт.
  • Сентябрь — 1977 шт.
  • Октябрь — 2079 шт.
  • Ноябрь — 896 шт.
  • Декабрь — 905 шт.
  • Итого за год — 20916 шт.

В 1933 году для трактора «Сталинец-60» была спроектирована и изготовлена газогенераторная установка НАТИ Г-13.

Трактор Сталинец-60

В этом же году была проведена работа по приспособлению шасси ГАЗ-АА в тягач для полуприцепов. При этом грузоподъемность автопоезда увеличивалась до 2,5-3 т в отличие от 1,5 т у базового грузовика. Для увеличения тягового усилия на автомашине был установлен демультипликатор за коробкой передач, с передаточным числом на понижающей передаче 1,42. Управление демультипликатором осуществлялось из кабины водителя с помощью специальной педали. Но дальше постройки опытных образцов эта работа не продвинулась.

В начале 1933 года в Ростове-на-Дону по предложению инженера управления Ростовского трамвая А.А. Соболева на заводе трамвая им. Воровского, с участием специалистов вагоноремонтного завода трамвайного треста, на шасси автобуса Я6, вышедшего из эксплуатации, был построен экспериментальный троллейбус.

Экспериментальный троллейбус

Весь год этот первый в СССР троллейбус проходил испытания и доводку, но эта разработка не заинтересовала местные власти. К тому же в Москве готовилась к пуску своя троллейбусная линия с троллейбусами, разработанными и изготовленными ведущими предприятиями страны.

Большая потребность в автобусах вынуждала многие кузовные мастерские и авторемонтные предприятия разрабатывать и строить их собственными силами, на подходящих шасси грузовых автомобилей. В это время в стране появилось множество самых разнообразных конструкций пассажирских машин, выпущенных, как правило, в единичном экземпляре или небольшими сериями. Такие автобусы строились ростовскими и новосибирскими мастерскими

Саратовский автобус на шасси Газ-АА

«Союзтранса», Авторемонтным кузовным заводом «Аремкуз» Управления авторемзаводов и автотехенабжения (Мосавторемонт), кузовными мастерскими Автотранспортного управления Ленинграда (АТУЛ), Одесским автомеханическим заводом им. Ф.Э. Дзержинского треста «ВАТОзапчасть», петрозаводскими мастерскими треста «Карелавто», бакинскими мастерскими «Азовавтотранс» и многими другими предприятиями.