Сборка автобуса ГАз 03-30

С пуском Горьковского автомобильного завода Автосборочный завод №1 в Канавине, с которого и началось превращение города Горького в «советский Детройт», из-за очевидной близости к ГАЗу утратил свое первоначальное значение. Однако этот завод, располагающий достаточными производственными площадями, хорошо оборудованный и обладающий квалифицированными кадрами, необходимо было как-то использовать.

Первое время он был обучающей базой для подготовки кадров для автозавода, но по мере возникновения на ГАЗе специальных учебных подразделений и эта функция автосборочного завода постепенно сходила на нет.

Высказывалось предложение о переброске завода в другой город. Но ввиду частичной амортизации оборудования, а также высокой стоимости работ, связанных с его монтажом, это предложение было признано нецелесообразным. Кроме того, планировалось занять завод капитальным ремонтом автомобилей, так как он был оснащен подходящим оборудованием для сборки и окраски шасси и кабин.

Первый экспериментальный автобус ГАЗ-1

Однако, здраво рассудив, решили, что близость этого завода к основному автомобильному производству только на пользу последнему. В 1932 году в помещении Автосборочного завода было решено обустроить экспериментальный кузовной цех, входящий в состав Автозавода им. Молотова. Правда, уже в 1933-м его переименовали в автобусный цех ГАЗа. Это больше соответствовало реальности, так как после серии экспериментов с кузовами — автобусными, закрытыми и кузовами «пикап» для легковых автомобилей ГАЗ-А — в Канавине начали организовывать серийное кузовное производство.

Первые автобусы ГАЗ 03-30

Основным объектом производства автобусного цеха стал автобус ГАЗ-ОЗ-ЗО на шасси полуторки. Двойная индексация, заимствованная у Генри Форда, указывала на то, что данная модель состояла из двух наиболее ответственных частей: шасси ГАЗ-З и кузова ГАЗ-ЗО. Иногда название этого автобуса сокращали до ГАЗ-З. Кстати, «тройка» в названии тоже не случайна: она указывает, что это третья модель завода, которая появилась вслед за ГАЗ-АА и ГАЗ-А. Первый десяток автобусов вышел из ворот автобусного цеха в июле 1933-го, а всего до конца года было собрано 213 автобусов.